Гаврилькевич В. Как Рериха записали в сектанты // Киевские Ведомости. – № 16 (2821), Понедельник, 27 Января 2003 г.

Гаврилькевич В.

врач-психиатр,
преподаватель Технологического университета Подолья (г. Хмельницкий)

Как Рериха записали в сектанты

Проблема тоталитарных сект должна беспокоить каждого из нас. Особенно, если принять во внимание утверждение исследователей феномена деструктивных культов (как еще называют тоталитарные секты), что опасность оказаться в такой организации подстерегает каждого. 

Ибо тоталитарными (деструктивными) могут быть не только религиозные, но и коммерческие, политические, психотерапевтические и другие организации, которые, прикрываясь благими намерениями, втягивают людей в финансовую, социальную, психическую зависимость.  

Особенно опасны для психического и духовного здоровья человека организации, где людей учат разнообразным медитативным, дыхательным и прочим упражнениям, направленным на достижение измененного состояния сознания, транса. Это может привести к непредвиденным осложнениям – таким, как острое психическое расстройство с галлюцинациями и бредом, панические состояния, потеря сознания и др. Кроме того, подобные занятия могут стать для человека своего рода психическим наркотиком, ослабляющим волю.  

Для борьбы с деструктивными культами и последствиями их деятельности в разных странах мира создаются соответствующие структуры. Например, Ассоциация защиты семей и лиц от губительного влияния сект (Франция), FOCUS – сеть поддержки и информирования бывших участников групп деструктивных культов (США), Комитет спасения молодежи (Россия). Кстати, Минздрав РФ еще в 1996 году запретил пропаганду и использование в практике здравоохранения методов саентологии и дианетики Р. Хаббарда. В Украине же создан Центр помощи жертвам деструктивных сект “Диалог”. Законодательство нашей страны предусматривает уголовную ответственность за “посягательство на здоровье людей под предлогом проповедования религиозных вероучений либо выполнения религиозных обрядов” (ст. 181 УК Украины).  

Но, к сожалению, и в этом добром деле не обошлось без перегибов. Так, в итоговой декларации Международной научно-практической конференции “Тоталитарные секты – угроза правам человека в Восточной Европе”, состоявшейся в октябре 2002 года в Виннице (о ней писали “Ведомости”), перечислен ряд опасных культов, к которым отнесли также последователей Порфирия Иванова и семьи Рерихов. Их общества назвали антихристианскими. И это при том, что они вообще не являются религиозными организациями. Первые – просто любители зимнего купания в полынье, закалки своего организма и оздоровления путем общения с природой. Если продолжить данную логическую цепочку, то с таким же успехом к деструктивным культам можно отнести и любителей зимней рыбалки и охоты, а также спортсменов и физкультурников.

Последователями же семьи Рерихов являются многие выдающиеся ученые, деятели искусства и культуры в разных странах мира. Они продолжают дело, начатое Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, а также их сыновьями Юрием и Святославом, по развитию мировой культуры, сохранению культурного достояния человечества.  

Творческое наследие Рерихов не может называться антихристианским уже хотя бы потому, что они глубоко почитали подвижников христианства, в частности, Сергия Радонежского и Франциска Ассизского, Серафима Саровского и Фому Кемпийского, Иоанна Кронштадтского и Пантелеймона-Целителя, а также многих иерархов православной церкви. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с их произведениями.  

Так что называть последователей семьи Рерихов сектантами и тем более приписывать их деятельности деструктивный характер – просто несуразица, рассчитанная на малограмотных и необразованных читателей и слушателей.

Как справедливо отмечал председатель комитета по вопросам культуры и духовности ВР Украины Лесь Танюк в своем обращении к журналистам 6 декабря 2002 года: “Восточноевропейский правозащитный центр “Диалог”, созданный в результате работы Винницкой конференции, должен был бы защитить те рериховские организации Украины, что работают в правовом поле Украины, от тоталитарных сект, вместо того чтобы объявлять все рериховское движение “деструктивным культом”. Прежде чем давать оценку наследию семьи Рерихов, ее авторам следовало бы глубоко проштудировать и познать его в системе мировой культуры, а не наклеивать малограмотные ярлыки и манипулировать общественным мнением…”

Повернутись до Наукової Діяльності