Психосоціальний аналіз явищ нижчого психізму

Крук С.Л., Эрметов И.О., Гаврилькевич В.К. Психосоциальный анализ явления низшего психизма // Газета «Содружество». Издание Международного Совета рериховских организаций. – № 2. – Октябрь 2001 г. – С. 6.

Крук С., Ерметов І., Гаврилькевич В.

м. Хмельницький

Психосоціальний аналіз явищ нижчого психізму

В вопросе защиты Имени и наследия семьи Рерихов можно выделить две основные стороны:

  1. внешние нападки на рериховское движение (РПЦ, госчиновники и др.);
  2. внутренние проблемы, на основе которых очень часто внешние враги строят свои нападки.

К одной из наиболее острых внутренних проблем относятся проявления низшего психизма среди членов рериховских организаций. Надо сказать, что проблема психизма очень широко и глубоко раскрывается в Учении Живой Этики и письмах Е. И. Рерих. Тем более вызывает недоумение острота этого явления и непонимание его серьезности современными последователями Рерихов.

Из писем Е. И. Рерих мы видим, что проблема психизма имеет давнюю историю и на протяжении тысячелетий сопровождает духовные поиски многих людей. Также, из истории рериховского движения 20-30-х годов видно, что явление низшего психизма по-прежнему становится камнем преткновения для некоторых сотрудников из Рижского общества. Югославского общества, Европейского центра. Американского круга и т. д. И на сегодняшний день эта проблема является одной из наиболее острых в современном рериховском движении.

Авторы ни в коей мере не считают возможным раскрыть ее более глубоко, чем это сделано в Учении Живой Этики и письмах Е. И. Рерих. Но, мы видим необходимость в том, чтобы еще раз осмыслить это явление с точки зрения современной психологии. Тем более что, по нашим предварительным оценкам, в научной психологической литературе явление психизма как таковое даже не описано. И поэтому при рассмотрении явления низшего психизма мы будем опираться на сведения, которые имеются в Учении Живой Этики, трудах Рерихов, а также на наших наблюдениях из жизни.

Явление низшего психизма, как сложный симптомокомплекс, может иметь самые разнообразные, иногда довольно противоречивые формы проявления. Но, можно отметить, что основным проявлением, сопровождающим явление психизма, выступают парапсихические феномены (левитация, ясновидение, телекинез, материализация и т.д.).

При этом необходимо продифференцировать явление парапсихических феноменов вообще и низшего психизма.

С одной стороны, парапсихические феномены могут сопутствовать естественному процессу духовного развития человека – расширению и утончению сознания. Такой процесс стимулирует постепенное преобразование и утончение организма человека. При этом периодическое частичное напряжение нервных центров может сопровождаться проявлениями подобных феноменов. Они, в данном случае, выступают лишь сопутствующим моментом, который не является определяющим в процессе духовного развития сознания человека.

С другой стороны, эти парапсихические способности в некоторых случаях могут приобретать для человека характер самоцели. Е. И. Рерих писала по этому поводу: “В жизни нам приходилось часто сталкиваться с психиками, настолько довольствовавшимися своими астральными видениями и посетителями, считая это за высшее достижение, что теряли всякое устремление к самоусовершенствованию, почитая себя за особо привилегированных и уже все постигших. Это самое страшное, что можно себе представить. Ибо в ту минуту, когда мы признаем себя уже все постигшими, мы, истинно, умираем для будущего” [1, с. 4303.

Попробуем рассмотреть основные проявления состояния психизма, используя психологическую структуру человека. При этом хотелось бы добавить, что любая попытка психологического анализа того или иного явления не может быть оторвана от рассмотрения его социальных аспектов, так как психика человека формируется в процессе социальных взаимоотношений с другими людьми, и, с другой стороны, социальный статус и поведение человека во многом определяется его психическим развитием. Поэтому, при рассмотрении каждого уровня психологической структуры человека в состоянии низшего психизма мы постараемся учесть и социальную сторону этого явления.

Итак, на поведенческом уровне видно распространенное применение всевозможных психофизиологических методик, таких как дыхательные упражнения, медитации, упражнения хатха-йоги и т.д., направленных на развитие тех или иных парапсихических способностей. Все это сопровождается постепенным отрывом от социальных процессов в обществе, который проявляется в избегании выполнения прямых социальных обязанностей в семье, на работе и т.д. Кроме этого можно отметить характерное поведение, которое выражается в надменности, в навязывании своих убеждений, в попытках манипулирования другими людьми при достижении своих целей и т.п. Все это очень напоминает симптомы, характерные для сектантских организаций.

На психоэмоциональном уровненаблюдается эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в колебаниях от эйфорических и экстатических состояний, которые характерны для парапсихических практик, до апатии и подавленности, всегда следующих за резкими эмоциональными всплесками (принцип маятника). Во взаимоотношениях с людьми может отмечаться нетерпимость, вспышки раздражительности, гнева, проистекающие из чувства внутреннего превосходства над другими. Это ложное чувство превосходства вызвано ощущением своей исключительности в связи с обладанием необычными способностями. Преобладают желания и влечения низшего порядка, определяющие поступки человека. “За пределы самых низших сфер человечество не проникает, и низший психизм есть результат этого явления. То, к чему человек стремится, становится его явным бичем и властелином. Зависимость человечества утверждается, именно, этими вожделениями” [2; § 342].

На мыслительном уровне(когнитивная сфера) отмечается ограниченность мышления, обусловленная узостью и зацикленностью интересов человека на собственной личности и развитии ее необычных (парапсихических) свойств. Кроме того, часто можно отметить определенную аморфность мышления, которая проявляется в неумении четко конкретизировать мысль, в смешении очевидных понятий, в сильной зависимости мыслительных процессов от эмоциональных состояний, что является следствием пренебрежения логическим осмыслением в пользу не всегда осознаваемых чувственных восприятий. В Учении Живой Этики также указывается на привязанность психиков к прошлым событиям и установкам, которая сопровождается неспособностью к четкому планированию, ориентированному на будущее. “Потому Мы остерегаем от психизма, от устремления взора назад без определенной задачи и будущего. Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов” [3; § 143].

На мотивационном уровне(сфера побуждений человека) можно проследить отсутствие или слабую степень проявленности мотиваций, ориентированных на других людей (альтруистических побуждений). Преобладают мотивации, которые формируются на основе эгоистических потребностей, в частности, мотивация самовозвеличивания за счет развитая парапсихических способностей.

На волевом уровне отмечается ослабление волевой активности, направленной на социум, а затем и развитие общего состояния пассивности. Ослабляется самоконтроль вследствие усиления психической зависимости человека от чувства удовольствия, вызванного переживанием измененных состояний сознания. Именно эти измененные состояния сознания очень часто сопровождают проявления парапсихических феноменов. Длительное и неконтролируемое практикование таких состояний, подобно наркотикам, приводит к истощению и расшатыванию нервной системы. “С психизмом неизбежно расстройство нервной системы. Кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека орудием наплыва разных сил. В силу ослабления воли, контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных, низших сущностей” [2; §309].

Из психологической структуры человека видно, что уровнями, предопределяющими его деятельность, являются волевой и мотивационный. Степень волевой активности, а также вектор ее направленности – альтруистический либо эгоистический – обуславливают проявления всех других уровней; мыслительного, психоэмоционального и поведенческого. Таким образом, можно предположить, что эгоистическая мотивация самовозвеличивания за счет развития парапсихических способностей в сочетании с социальной пассивностью могут выступать ведущими факторами в развитии низшего психизма.

В Учении Живой Этики и письмах Е.И. Рерих неоднократно указывается на определяющее значение побуждений человека в его мыслях, желаниях и поступках.

“…Чтобы правильно судить, нужно прежде всего знать все действительные побуждения и условия” [4; с. 167].

“…Карма, прежде всего, складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека» поступки — факторы второстепенные” [4; с. 180].

Из приведенных цитат видно, что кроме основного фактора – побуждений человека – для проявления такого состояния, как низший психизм, необходимы дополнительные внутренние факторы, присутствующие на каждом из уровней психики человека, и определенные внешние социальные условия.

На мыслительном уровнетакими факторами могут выступать стойкие внутренние установки и наклонности, ориентированные на эгоистическую личностную самореализацию (карьеризм, тщеславие, стремление к власти, к обогащению и т.п.).

На психоэмоциональном уровнеэгоистические мотивации проявляются через стремление к чувству удовольствия (при этом чувство удовольствия может иметь довольно широкую градацию: от грубо физиологических, таких как получение наслаждения от приема пищи, до довольно утонченных – удовольствие при восприятии музыки, экстатическое удовольствие при медитативных состояниях и т.п.). Такие стремления к удовольствию становятся опасными тогда, когда они приобретают стойкий и сильно выраженный характер, постепенно превращаясь в самоцель. Проводом для реализации такого стремления могут выступать давние нереализованные желания, вытесненные в подсознание.

На поведенческом уровнеустойчивыми психическими образованиями, способствующими развитию низшего психизма, могут выступать закоренелые привычки и стереотипы поведения, связанные с эгоистическими побуждениями (привычка опаздывать, устоявшаяся неопрятность в быту, т. е. любые привычки, тем или иным образом способствующие получению чувства удовольствия, развитию состояния внутренней пассивности и нежеланию жертвовать привычным укладом жизни).

В социальном плане условиями, которые могут способствовать развитию низшего психизма, очень часто выступают социальная неадаптированность, нереализованность человека и вытекающая из нее социальная жизненная пассивность, сопровождающаяся уходом в мир собственных переживаний. В данном аспекте симптоматика низшего психизма несколько напоминает проявления аутизма – крайней формы психологического отчуждения [6, с. 32].

Можно заметить, что в данной статье описано довольно сложное и в определенных аспектах тяжелое психологическое состояние, которое люди, стремящиеся к духовному самосовершенствованию, даже имея подобные проявления, вряд ли захотят отнести к себе. Почему же это так? И почему в рериховском движении явление низшего психизма процветает, несмотря на то, что ему уделено много внимания и предостережений в Учении Живой Этики и трудах Рерихов?

Причину этому, по нашему мнению, можно видеть в том, что процесс развития низшего психизма у человека происходит незаметно и чаще всего неосознанно для него. Так как при этом срабатывает система интраличностных механизмов психической защиты [7], которая защищает целостность личностного “Я” от дестабилизирующего чувства тревоги, вызываемого осознанием внутреннего конфликта В данном случае подобный конфликт возникает между уже сформированными эгоцентричными установками в сознании человека и новыми альтруистическими мотивациями, возникающими при устремлении к духовному самосовершенствованию. Осознание наличия в своем сознании эгоистических тенденций является болезненным для личности человека, и поэтому вышеуказанная система защиты стремится вытеснить в подсознание (механизм вытеснения) какие-либо мысли, связанные с пониманием собственного несовершенства. И старается не допустить в сознание (механизм отрицания) информацию, способную привести к таким мыслям. Кроме того, описан механизм рационализации, который помогает личности найти приемлемое для нее объяснение, оправдывающее те или иные эгоистические проявления. Так, психики очень часто свои побуждения, направленные на себя, связывают со стремлением к личностному самосовершенствованию, ограниченность интересов называют “нераспылением на чужие источники”, неоформленность мышления – творческим процессом, потворствование грубым желаниям – естественностью жизневыявления, стереотипность поведения – постоянством и стойкостью и т.д. Эти механизмы интрапсихической защиты являются действенными тогда, когда они не осознаются человеком. Поэтому так важно научиться распознавать их в себе. но для этого необходимы мужество и большая честность перед самим со­бой. “В человеческую природу веками внедрялось такое самообольщение, что не так-то легко вдруг стать беспристрастным судьей своих побуждений” [4: с. 247].

Попробуем подытожить все вышесказанное.

  1. Основным фактором, предопределяющим развитие низшего психизма является эгоистическая мотивация самовозвеличивания путем культивирования парапсихических способностей,
  2. Для проявления этого фактора необходима своеобразная почва – симптомокомплекс устойчивых эгоистических образований на всех уровнях психологической структуры человека, который не находит своей реализации во внешней социальной среде и направляется в русло парапсихического направления.
  3. Механизмом, препятствующим своевременному осознанию процесса развития у себя низшего психизма, является действие системы психической интраличностной защиты.
  4. Человеку, имеющему в себе проявления низшего психизма необходим глубокий и честный внутренний анализ своих побуждений, мыслей, чувств, желаний и поступков. Приведем слова Е.И. Рерих; «Пусть каждый заглянет в глубину своего сознания, пусть разбудит сердце свое и даст себе суровый отчет во всех своих побуждениях, руководивших его поступками, и немедленно приступит к искоренению всех нагромождений…» [4; с. 51-52].
  5. Для решения проблемы психизма и для ее профилактики необходима осознанная переориентация собственных мотивов и побуждений на просоциальное (альтруистическое) поведение, которое выражается в активном участии в жизни общества (в семье, в трудовом коллективе, в кругу друзей и т.д.). «Самое важное закалить себя в чистоте побуждений, мыслей и поступков, а сделать это мы можем, лишь находясь среди людей, среди препятствий, так и город иногда бывает полезен» [5; с. 159].

Литература

  1. Рерих Е.И. Письма. Т. II (1934 г.) – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.– 576 с.
  2. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. – СПб., 1993.
  3. Учение Живой Этаки. Мир Огненный. Ч. 2. – СПб., 1993.
  4. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т. 1. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. – 444 с.
  5. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т. 2. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. – 432 с.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.,: Политиздат, 1990. – 494 с.
Повернутись до Наукової Діяльності