Відношення до здоров`я як показника загального рівня розвитку культури особистості

Гаврилькевич В. К. Отношение к здоровью как показатель общего уровня развития культуры личности // Культурное достояние человечества: Материалы международной научно-общественной конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. 2005 г. / Ред. коллегия Л. В. Кудряшова, Л. А. Бровко, Н. К. Боярская. – Симферополь: Крымское отделение Международного Центра Рерихов, 2006. – 201 с. – С. 197-198.

Гаврилькевич В. К.

Хмельницький національний університет

Відношення до здоров`я як показника загального рівня розвитку культури особистості

Человек как сложное многогранное явление является предметом исследования для многочисленных наук. С одной стороны человек может быть охарактеризован как личность, как субъект социальных отношений, который описывается определенным характером и психологическими особенностями. С другой – как часть природы, как сложный биопсиходуховносоциальный организм, функционирование которого характеризуется и определяется состоянием его здоровья. Это есть пример того, как разные науки, изучающие человека, описывают один и тот же объект с помощью разных понятий. Но, без сомнения, между одним и другим родом явлений, обозначенных разными понятиями, существуют определенные взаимосвязи и соотношения.

Цель данной статьи – провести теоретическое исследование взаимосвязи отношения человека к своему здоровью и его общего уровня развития культуры личности.

Человек в процессе своего развития обязательно взаимодействует в ходе общения и трудовой деятельности со многими другими людьми. Именно, благодаря этому взаимодействию, индивид и формируется как личность. Каждый человек, живущий в обществе и не могущий быть свободным от него, в той или иной степени и форме является носителем культуры данного общества, данной народности. Культура же является результатом жизнедеятельности и труда многих поколений, она вбирает в себя все лучшие достижения человеческого духа. Как писал Н. А. Бердяев: «Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. … В более глубоком смысле – Культура вечна. Античная культура пала и как бы умерла. Но она продолжает жить в нас как глубокое наслоение нашего существа. В эпоху цивилизации Культура продолжает жить в качествах, а не в количествах, она уходит в глубину» [цит по: 1, с.4].

Своим формированием как личности, человек обязан Культуре, в энергетическом поле которой происходит развитие его сознания. Развиваясь, человек вбирает в себя особенности своей национальной культуры и сам становится ее носителем, творцом и транслятором для других людей и последующих поколений [2, с.62]. Степень овладения отдельным человеком общей культурой общества представляется как культура личности.

Культура личности – это социально значимый уровень и мера развития сущностных сил человека. Культуру личности можно представить как единство внутренней и внешней культуры. Под внутренней культурой мы понимаем духовное богатство личности, ее знания и чувства, убеждения и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принципы, целеустремленность и т. п. Под внешней – степень и форму их реализации в повседневной деятельности, внешний вид, культуру общения, определенные умения, навыки и приемы деятельности и поведения [3, с.42].

Как личность сама по себе является очень сложным многоуровневым и многогранным психологическим образованием, так и культура личности состоит из многих составляющих, образуя многоуровневую иерархическую систему. Так, можно выделить, в частности, духовную, психическую и физическую составляющие культуры личности. В зависимости от направленности личности на ту или иную сферу общественной деятельности, степени ее познания и овладения ею, выделяют философскую, педагогическую, психологическую, юридическую, политическую и другие виды культуры личности.

Особое место занимает моральная культура личности, которую рассматривают как стержневое образование, поскольку именно она образует основу для успешного развития личности и в других направления культуры, что нам известно, в частности, из исследования С. Л. Крука [3, с.40].

Культурное развитие человека – длительный и трудный процесс. И. Г. Гердер считал, что человек лишь путем упражнения в течение всей жизни воспитывается от животного уровня до уровня человечности, при этом он способен как к совершенствованию, так и к ухудшению. Культуру он понимает как второе рождение человека, которое проходит через всю его жизнь  [4].

Похожую мысль высказывал и великий русский художник, философ, ученый Н. К. Рерих: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры» [цит. по: 5, с.198].

То есть, овладение культурой является результатом длительного воспитания и самовоспитания и требует от индивида синтетического вмещения в его сознании большого разнообразия ее проявлений и составляющих. Одним из проявлений, отражающих уровень развития культуры личности, является отношение человека к другим людям, к обществу, к их интересам, общественным ценностям. Это отношение проявляется в тех или иных чувствах и поступках. Определенное отношение у человека складывается не только к другим людям, но и к самому себе. Согласно многочисленным психологическим наблюдениям, отношение человека к другим, характер взаимодействия с ними очень сильно зависят от его самовосприятия и самоотношения.

Одним из объектов самоотношения является здоровье. Врачебная практика и наблюдения за многочисленными пациентами и посетителями лечебно-профилактических учреждений показывают, что разные люди по-разному относятся к своему здоровью. Диапазон очень широк – от явного сознательного или бессознательного пренебрежения до чрезмерно повышенного внимания к своему здоровью, когда оно становится смыслом жизни. Различное положение здоровья в системе ценностных ориентаций личности показали и экспериментально-психологические исследования потребностно-мотивационной сферы студентов, проведенные научным отделом Подольского молодежного культурного объединения «В будущее через Культуру» (г. Хмельницкий) в 2002-2004 годах.

Состояние здоровья, как отдельного человека, так и общества в целом является очень ярким интегрирующим показателем культурного развития человека и общества, в котором он живет. Ведь от уровня культурности зависит образ жизни человека, а он в свою очередь, неминуемо отражается на состоянии его здоровья.

Здоровье, как и всякое другое явление в нашей жизни, для его сохранения и развития требует активной ответственной позиции человека по отношению к нему, соответствующего внимания и труда для его укрепления. Эта закономерность также неоднократно освещалась в трудах исследователей, в частности представителями гуманистической психологии и психотерапии [6].

Это же состояние активности, в смысле сознательности и ответственности, является необходимым базисным условием культурного развития человека. Эта проблема свободы и ответственности как двух сторон сознательности проходит красной нитью через все этические и философские учения, существовавшие и существующие в истории развития общемировой культуры человечества. Именно, овладение сознательностью, принятие свободы и ответственности, по мнению всемирно известного психолога и психотерапевта, выдающегося исследователя важнейших экзистенциальных проблем современного человека В. Э. Франкла, составляет основу человеческого существования: «Когда мы смотрим на человеческую жизнь без шор предвзятого мнения, мы приходим к заключению, что и осознание, и ответственность играют основную роль в драме человеческого существования. Фактически, можно утверждать как основную теорему, что быть человеком означает быть осознающим и быть ответственным» [7, с.24].

Исходя из приведенного выше высказывания Н. К. Рериха, можно утверждать, что истинно культурный человек является примером высшего уровня развития личности. Этот уровень подразумевает высшую степень гармоничного развития личности в разных сферах, в том числе и в отношении бережного, соизмеримого и целесообразного отношения к собственному здоровью. Как отмечает Г. Л. Кривошеева, именно здоровый человек способен наиболее эффективно создавать значимые духовные и материальные ценности, генерировать новые идеи и творчески воплощать их в жизнь [8, с.3]. Нельзя назвать культурным человека, который являет нецелесообразное и ничем не оправданное, безответственное пренебрежение к собственному здоровью. Потому, бережное, сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью можно считать важным показателем общего уровня культурного развития личности. В течение последних лет многими исследователями, особенно в педагогике, поднимается вопрос не просто о здоровье и здоровом образе жизни, а о культуре здоровья как целостном многогранном феномене, который является одной из составляющих общей культуры личности [8–15 и др.]. На данный момент наиболее исследованы педагогические аспекты данного феномена, но остается еще довольно много проблемных вопросов. Требуют уточнения и более глубокой проработки, в частности, философские и психологические аспекты культуры здоровья.

Выводы:

  1. Культура личности представляет собой социально значимый уровень и меру развития сущностных сил человека, единство внутренней и внешней культуры, состоит из многих составляющих, образуя многоуровневую иерархическую систему, и является следствием длительного и трудного процесса воспитания и самовоспитания.
  2. Одним из аспектов культуры личности является бережное сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, высокий уровень которого способствует успешной творческой самореализации человека и его культурному развитию.
  3. Сознательность и ответственность являются общими экзистенциальными основами для культурного развития человека и для управления состоянием своего здоровья.
  4. Одной из составляющих общей культуры личности является культура здоровья –  целостный и многогранный феномен, который активно исследуется в течение последних лет.
  5. На данном этапе наиболее исследованы педагогические аспекты культуры здоровья, но остается еще много проблемных вопросов, которые требуют своего дальнейшего исследования, в частности, философские и психологические аспекты.

Литература

  1. Шапошникова Л. Чаша Грааля Космической Эволюции // Рерих Н. К. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. – 148 с.
  2. Психологія особистості: Словник-довідник / За редакцією П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. – К.: Рута, 2001. – 320 с.
  3. Крук С. Л. Формування моральної культури у курсантів-прикордонників: Дис… канд. пед. наук: 13.00.04. – Хмельницький, 2003. – 200 с.
  4. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества // Избр. соч. – М.; Л., 1959. – С. 244.
  5. Елена Ивановна Рерих. Письма.. Том І(1919–1933). – М.: Международный Центр Рерихов, 1999. – 432 с.
  6. Созонтов А. Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 92-100.
  7. Франкл В. Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб: Речь, 2000. – 286 с.
  8. Кривошеєва Г. Л. Формування культури здров’я студентів університету: Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Луган. держ. пед. ун-т ім. Т. Шевченка. – Луганськ, 2001. – 20 с.
  9. Бабич В. І. Культура здоров’я як складова частина професійної підготовки майбутніх вчителів освітньої галузі “Фізична культура і здоров’я” // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. – 2004. – № 1. – С. 134-139.
  10. Горащук В. П. Культура здоровья спортсмена и ее сущность // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. – 2004. – № 1. – С. 64-73.
  11. Драгнєв Ю. В. Проблеми формування культури здоров’я студентів інституту економіки і бізнесу // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. – 2004. – № 1. – С. 161-166.
  12. Мельник Ю. Б. Особливості формування культури здоров’я: модель культури здоров’я особистості учня // Педагогіка, психологія та мед.-біол. пробл. фіз. виховання і спорту. – 2004. – № 11. – С. 37-46.
  13. Мельник Ю. Б. Формування культури здоров’я як необхідної умови гармонійного розвитку школярів / // Вісн. Харк. держ. акад. культури. – 2001. – Вип. 7. – С. 139-147.
  14. Семенова Е. Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития: Автореф. дис… канд. социол. наук: 22.00.06 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург: Б. и., 2004. – 23 с.
  15. Скумин В. А.Культура здоровья – фундаментальная наука о человеке. – Новочебоксарск: Терос, 1995. – 132с.
Повернутись до Наукової Діяльності